Контакты

НН, ул. Космическая, 58а

8-910-10-77-041 руководитель

8-920-057-57-62 администратор

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Хакама в айкидо

Хакама (яп. 袴)– это широкие и длинные штаны, больше напоминающие юбку – деталь традиционного самурайского костюма, в наше время сохранившаяся как часть формы для занятий кобудо (воинскими искусствами).

На протяжении японской истории хакама были элементом традиционного придворного наряда знати и класса самураев. Изначально хакама предназначалась для защиты ног всадника от веток, жесткого кустарника и тому подобных неприятностей. Например, ковбоями на Диком Западе для этой цели использовалась кожа, однако в Японии достать кожу было довольно сложно и дорого, поэтому с той же целью использовалась хакама из плотной ткани.В длину хакама обычно достигали лодыжки, чтобы проще было ходить, но в наряде для особо торжественных придворных случаев хакама шились длиной в пол и тянулись за пятками на метр-полтора, чтобы ограничить быстрые движения. Форма хакама, которые носят и в наши дни, наследует крой, распространенный в эпоху Эдо (XVII-XVIII века).

После того, как класс самураев был упразднён, и большей частью они превратились в пеших воинов, им всё же удалось оставить за собой право ношения хакама, поскольку это отличало их от простолюдинов, а в бою давало некоторое преимущество, так как скрывало движения ног и вводило противника в затруднение – куда же в следующий момент будет двигаться самурай?

В настоящее время хакама носят не только как элемент традиционного наряда, но обычно и в классических боевых искусствах, известных как кобудо, и в нескольких современных будо с применением классического оружия, например, айкидо, кендо и нагината-до.

Как складывать хакама

Как правильно надевать хакама

Значение складок хакама

Складки на хакама имеют особое значение, так как символизируют семь добродетелей будо. Сихан Митсуго Саотоми в своей книге «Принципы айкидо» посвящает одну из глав «Хакама и их значение». Он рассказывает, что однажды забыл взять хакама на тренировку, и О’Сэнсей очень рассердился и не разрешил ему тренироваться. О’Сэнсей спросил, знал ли он значение семи складок на хакама. Саотоми Сихан вспоминает, что это побудило O’Сэнсея прочитать всем учи-деси лекцию после занятия. О’Сэнсей рассказал, что семь складок на хакама символизируют семь добродетелей будо: дзин (благожелательность), ги (честь или справедливость), рэй (вежливость и этикет), чи (ум, мудрость), син (искренность), чу (верность) и ко (соблюдение долга). Хакама побуждают всех изучающих айкидо к размышлению о природе истинного будо, и ношение хакама символизирует традиции, которые передавались нам от поколения к поколению. Важно, чтобы в нашей практике айкидо мы стремились к совершенствованию этих семи традиционных добродетелей.

Традиции ношения хакама

Основатель айкидо О Сенсей Морихей Уэсиба обязывал носить хакама с первой тренировки, даже тех, кто впервые ступил на татами, поскольку ги (привычное всем белое кимоно) – изначально всего лишь традиционная японская нижняя одежда. В настоящее время в школах айкидо хакама носят ученики, достигшие какого-то определенного уровня.

Традиция ношения хакама на тренировках изменилась после Второй мировой войны. В первые послевоенные годы японцы испытывали острую нехватку одежды, и, так как айкидо стало открытым для обычных людей, у многих учеников не было хакама, или они не могли позволить их себе. Тогда политика Хомбу Додзё поменялась таким образом, чтобы соответствовать социальным условиям, и новым ученикам (муданся – «не имеющий дана») не требовалось носить хакама, пока они не достигали уровня Сёдан. Женщинам разрешили носить хакама после первой аттестации. Такой политики Хомбу Додзё придерживается и сегодня. Традиции в других додзё и организациях айкидо, тем не менее, отличаются друг от друга. В целом, в наши дни на тренировках айкидо носят хакама только черного цвета или индиго, а право ношения хакама ученики получают, сдав экзамен на 3 кю.

Важно носить хакама правильно и с достоинством. Они не должны с легкостью развязываться во время тренировки, а после тренировки их следует надлежащим образом сложить для хранения. Хороший тон – надевать хакама в раздевалке, а не рядом с татами перед началом занятия. Если во время тренировки хакама развязываются, ученику придется возвращаться в раздевалку, чтобы поправить завязки. Важно поправлять их спокойно и с достоинством. У человека, который одет надлежащим образом и выглядит соответственно, больше уверенности в своем айкидо, и он заслуживает общественного уважения. 
Хакама – дорогой предмет одежды, но всегда лучше вложить деньги в хакама хорошего качества, чем в хакама более дешевые. Хорошие хакама могут прослужить достаточно долго и все еще сохранять форму.Длина хакама определяется ростом человека. Между мужскими и женскими хакама нет разницы в крое, но, так как мужчины обычно носят пояс ниже, чем женщины, длина хакама для мужчины и женщины одного и того же роста будет различной. 

«Хакама и их значение». Мицуги Саотомэ

Когда я был учи-деси О-Сэнсэя, каждый кто приходил на тренировки, был обязан надевать хакама с самого первого занятия.

В то время не существовало каких-то стандартов для хакама, которую вы надевали, и додзё было очень пёстрым местом. Можно было увидеть хакама всех видов, всех цветов и качества, начиная с хакама для кэндо и полосатых хакама, используемых в японских танцах, до дорогих шелковых хакама, называемых сендай-хира. Думаю, некоторым начинающим здорово попадало за то, что они протирали на коленях в сувари-вадза дорогие дедовские хакама, которые были предназначены исключительно для в торжественных случаев и церемоний.

Я очень хорошо помню день, когда я забыл свои хакама. Я уже приготовился вступить на татами, будучи одетым лишь в доги, когда О-Сэнсэй остановил меня. — Где твоя хакама? — спросил он строго. С чего это ты решил, что можешь получать инструкции от своего учителя, будучи одетым в нижнее бельё? У тебя есть чувство приличия? Ты, очевидно, потерял чувство должного отношения и этикета, необходимых тому, кто стремится к занятиям будо. Иди, сядь с краю и наблюдай за занятиями!

Это был лишь первый нагоняй из многих, которые я получил от О-Сэнсэя. Однако мой поступок подтолкнул О-Сэнсэя к лекции о значении хакама, которую он провёл для своих учи-деси после занятий. Он рассказал нам, что хакама была традиционным одеянием занимающихся кобудо, и спросил, знает ли кто-нибудь из нас, почему в хакама семь складок.

— Они символизируют семь добродетелей Будо, — сказал О-Сенсей — Это дзин (доброжелательность), ги (честь или справедливость), рей (вежливость и этикет), чи (мудрость), син (искренность), чю(преданность) и ко (благочестие). Мы находим эти качества в уважаемых самураях прошлого. Хакама заставляет нас задуматься о природе истинного бусидо. Облачение в хакама символизирует традиции, передаваемые нам из поколения в поколение. Айкидо — порождение японского духа бусидо, и в наших занятиях мы должны стремиться к совершенствованию семи традиционных добродетелей.

Сейчас большинство додзё Айкидо не следуют строгой политике О-Сэнсэя в отношении хакама. Ее значение исказилось. Хакама превратилась из символа традиционной добродетели в символ положения юданся [прим. «имеющий дан»]. Я посетил множество додзё в разных странах. Во многих местах, где хакама надевают только юданся, они потеряли свою скромность. Они относятся к хакама, как к призу за видимые достижения, как к символу своего превосходства. Подобное отношение делает церемонию поклона О-Сэнсэю, которым мы начинаем и заканчиваем каждое занятие, издевательством над его памятью и искусством.

Еще хуже, когда в некоторых додзё от женщин на уровне кю (и только от женщин) требуют надевать хакама якобы для того, чтобы защитить их скромность. Я считаю, что это оскорбление и дискриминация по отношению к женщинам айкидокам. И я также считаю это оскорбительным для мужчин айкидок, потому что это допускает низкий уровень мышления с их стороны, которому не место на татами Айкидо.

Меня очень огорчает столь мелочное использование хакама. Кому-то она может показаться обычной одеждой, но я очень хорошо помню то огромное значение, которое О-Сэнсэй придавал хакама. Я не могу отбросить значение этой одежды и полагаю, что никто не будет спорить об огромной ценности добродетелей, которые она символизирует. В своем додзё и входящих в ассоциацию школах я поощряю всех занимающихся надевать хакама, не зависимо от ранга и уровня (Я не требую этого до их первой аттестации, поскольку у большинства начинающих в Соединенных Штатах нет японских дедушек, у которых они могли бы одолжить хакама). Я полагаю, что облачение в хакама и знание ее значения помогают ученикам сохранять дух О-Сэнсэя и сохранять живым его видение.

Если мы позволим себе упустить важность значения хакама, то, возможно, мы также позволим кануть в вечность фундаменту духа Айкидо. С другой стороны, если мы верны пожеланиям О-Сэнсэя относительно нашей тренировочной одежды, наш дух, возможно, будет более верным мечте, которой он посвятил свою жизнь.

Сэнсэи о хакама

"Большинство учеников были слишком бедны, чтобы купить хакама, но их был обязан носить каждый. Если они не могли получить хакама от одного из старших учеников, то брали верхнее покрытие от старого футона, отрезали его, красили и давали швее, чтобы она превратила ткань в хакама. Так как использовались дешёвые красители, через некоторое время через краску начинал проступать красочных узор от футона и появлялся пух".

Сайто-сэнсэй, о хакама в додзё О-Сэнсэя в старые времена.

 "В послевоенной Японии многое было трудно достать, в том числе и ткань. Из-за дефицита мы тренировались без хакама. Мы старались сделать хакама из плотных штор, но так как шторы висели на солнце в течение многих лет, колени быстро вытирались, как только мы начинали заниматься в сувари-вадза. Приходилось постоянно чинить наши хакама. Это продолжалось до тех пор, пока кто-то не предложил: «Почему бы не разрешить заниматься без хакама, пока не достигнешь уровня Сёдан?» Эта идея была выдвинута, как временная, чтобы избежать расходов. И она не имеет ничего общего с пониманием хакама как символа дана".

Сигэнобу Окумура Сенсей, "Айкидо Сегодня" № 41

Виды хакама

alt

Виды хакама:

1. Хакама, которую мы носим сейчас, называет Кура-бакама (鞍袴)(«Ха» при озвончении превращается в «Ба». «Кура» с японского переводится как «седло»), или хакама для верховой езды.  Ещё одно название таких хакама - Бадзё-хакама (馬乗袴, бадзё – «верховая езда»). Такие хакама имеют две штанины, длина – от пояса до щиколоток. Носили этот вид хакама в основном только самураи.

kura hakamakura hakama

2. Для битв использовалась Татцукэ-бакама (裁着袴). Она сшита так, чтобы плотно прилегать к голени, в ней невозможно запутаться, а поэтому легко передвигаться пешком или бегом.

tattsuke hakamatattsuke hakama

3. Кроме того, существовали хакама, в которой не было разделения на штанины. Она называлась Андон-бакама (行灯袴) и разработана таким образом, чтобы её можно было легко надевать поверх кимоно. Если вы носите Кура-бакама, то её следует подгибать под кимоно. Название этого вида хакама произошло от слова «андон» - это японский фонарь, который использовался внутри помещения.

andon hakamaandon hakama

 4. И последняя разновидность хакама – Нага-бакама (長袴). Это очень длинная хакама, без разделения на штанины, надеваемая на аудиенции к сёгуну или императору. Она имела длину 3 – 4,5 метра и перемещение в ней могло осуществляться только в шикко (на коленях). В ней нельзя было спрятать оружие, а скованность движений не позволяла неожиданно атаковать. Даже для того, чтобы просто облачиться в неё, требовалась помощь, по крайней мере, одного человека.

naga hakamanaga hakama

Интересно

Согласно древней традиции, которая кому-то может показаться дискриминацией по половому признаку, складывание одежды, в том числе и хакама, было уделом женщин, жен самураев. Приходя домой, самурай просто сбрасывал верхнюю одежду на пол со словами «Сверни это!» и утром получал ее в надлежащем виде. Сейчас этой традиции, наверное, мало кто придерживается.

© 2003-2013. СКАТА . Все права защищены.

Яндекс.Метрика

Создание и поддержка сайта - lemweb