Контакты

НН, ул. Космическая, 58а

8-910-10-77-041 руководитель

8-920-057-57-62 администратор

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Морихиро Сайто

Морихиро Сайто

斉藤守弘, Saitou Morihiro

Годы жизни:  31 марта 1928 - 13 мая 2002

Молодой Морихиро Сайто

Морихиро Сайто был худым невпечатлительным юношей 18 лет, когда решился начать тренировки у Морихея Уэсибы.

Родился Сайто-сэнсэй  31 марта 1928 года в маленькой деревушке неподалёку от Ивама, где располагалось додзё О-Сэнсэя. Как типичный японец, Мрихиро восхощался велиткими фектовальщиками феодальной Японии, такими как Матабэ Гобо и Ягю Дзюбэй. До и во время Второй мировой войны считалось, что любой японец должен знать кендо и дзюдо. Эти боевые искусства входили в обязательную школьную программу – так Сайто-сэнсэй начал заниматься кендо. Кроме того, Морихиро изучал карате в Мэгуро, одном из районов Токио. Однако эта практика продолжалась недолго, поскольку в скором времени он вернулся в префектуру Ибараки, чтобы работать на Японской национальной железной дороге.  Черезе некоторое время Морихиро Сайто решил заняться дзюдо, потому что считал, синтез дзюдо и карате будет лучшей боевой системой.  Дзюдо было адаптировано к ситуации ближнего боя, в то время как карате подходило для боя на дистанции. Сайто-сэнсэй помнит свою первую тренировку в боевых искусствах и своё разочарование в дзюдо:

«Заниматься карате было спокойно, а в дзюдо-додзё воспринимали словно как парк развлечений для детей, который работает везде. Это одна из причин, почему я ушёл от дзюдо. Кроме того, в бою человек может в любой момент ударить, и практикующий дзюдо не будет готов к таким атакам.Так что дзюдо меня разочаровало. Ещё одной вещью, которая мне не нравилась, было то, что старшие ученики эксплуатировали младших, используя их для собственного обучения. Они были хорошо подготовлены и пользовались этим. По-моему, они были очень эгоистичные, высокомерные и наглые».

Тем не менее, мнение Морихиро о боевых искусствах вскорости изменилось – он встретил старика с белой бородой, который, как говорили слухи, занимался тайными практиками.

Встреча с Морихеем Уэсиба

Несколько лет спустя Сайто-сан так описывает свою решающую встречу с О-Сэнсэем:

«Недалеко от Ивама существовало додзё, в котором тренировки проводил старик со странными методами. Одни говорили, что он практикует карате, но учитель дзюдо сказал мне, что его искусство называется «Уэсиба-рю дзюдо». Я боялся идти туда, потому что испытывал какие-то странные ощущения; это место пугало меня. Но с несколькими друзьями мы всё-таки решили пойти посмотреть. Однако, друзья не пришли, и мне пришлось направиться в додзё одному. Стояла жара, я пришёл как раз ко времени начала утренней тренировки. Минору Мочидзуки показал мне, где О-Сэнсэй тренируется с некоторыми учениками. Затем я сел в стороне на татами. Когда я там сидел, вошли Тадаси Абэ и Основатель. Когда О-Сэнсэй садился Тадаси Абэ быстро положил подушку под ним. Он двигался очень быстро, чтобы помочь О-Сэнсэю. Сэнсэй посмотрел на меня и спросил: «Почему вы хотите изучать айкидо?». Тогда я ответил, что буду усердно учиться, если он примет меня, на что он сказал: «А знаете ли вы, что такое айкидо?» Я сказал, что вряд ли знаю, и Сенсей добавил: «Я научу тебя, как быть полезным другим и обществу с помощью этого боевого искусства». Я понятия не имел, как можно боевое искусство использовать, чтобы помочь другим и обществу. Я просто хотел стать сильнее. Теперь я понимаю, что он имел в виду, но в то время это ничего для меня не значило. Когда я услышал: «Для блага общества и народа», я удивился, как такое возможно. Но, так как я очень хотел заниматься, то сказал: «Да, я понимаю», хотя думал в тот момент: «Не зря же я приехал в такую даль!» Пока я стоял на татами, Основатель сказал: «Ударь меня!» Я подошёл к нему, но меня бросили. Не знаю, какую технику Сэнсэй использовал, может быть коте-гаэси, однако результат был налицо. Тогда он сказал мне: «Ну, дай мне пинка!». Когда я попытался ударить О-Сэнсэя ногой, то старался бить осторожно. Потом я попробовал сделать вход из дзюдо, но снова был брошен. Моя рубашка и штаны были порваны. О-Сэнсэй сказал: «Если вы хотите тренироваться, приходите». С этими мловами он вышел с татами. Я облегчённо вздохнул при мысли, что меня приняли…»

Обучение в Айки Додзе

Хотя Уэсиба и разрешил молодому Сайто посещать тренировки, старейшины додзё устраивали новичку всевозможные испытания. Тем не менее, Морихиро смог показать своё мужество и заслужить уважение старших. Сайто-сэнсэй говорил, что испытывает чувство благодарности, когда вспоминает, с какой добротой относились к нему Коити Тохэй и Тадаси Абэ.

«Обучение Основателя в Ивама значительно отличалось от методики тренировок, которые проводились до войны. Раньше он обычно не объяснял приёмы, а только демонстрировал их, а ученики старались повторить его движения. Это был традиционный способ преподавания боевых искусств, при котором занимающиеся должны были сделать всё возможное, чтобы «украсть» техники учителя. Но теперь Уэсиба, окружённый лишь несколькими близкими учениками, мог позволить себе направить всю энергию на совершенствование своей техники.

Когда я оглядываюсь назад, то думаю, что мозг Основателя работал, словно компьютер. Методика обучения была построена так, будто О-Сэнсэй всё систематизировал и организовал для себя. Когда мы изучали одну из техник, мы должны были продолжить изучение других техник из той же группы. Если мы начинали с сувари-ваза, то должны были продолжать техники одну за другой. Когда Сэнсэй показывал вход от Ёкомэн-учи, следующие приёмы также должны были начинаться с этого же входа. О-Сэнсэй показывал нам два, три, четыре уровня техники. Мы начинали разбирать базу, потом шли дальше, уровень за уровнем, пока не доходили до наиболее развитой формы. О-Сэнсэй настаивал, что для эффективной техники, важна каждая мельчайшая деталь. Старые и новые ученики должны работать вместе, причём новички поначалу учатся быть укэ (тот, кто ассистирует). В то время существовали индивидуальные практики с О-Сэнсэем. Иногда, пока Сэнсэй обучал кого-нибудь из старших, мы стояли и ждали своей очереди, чтобы получить наставления от него».

Должность Сайто-сэнсэя на железной дороге была очень удобна, так как позволяла уделять много времени тренировкам. Он работал сутки через двое, поэтому мог часто посещат ьУэсиба додзё. В результате, Морихиро был допущен к участию в утренних тренировках, на которых обычно присутствовали только приезжие. Эти практики начинали на 40 минут раньше и включали в себя утреннюю молитву перед Айки-дзиндзя (Храм Айки) и тренировку с оружием на улице, когда позволяла погода.

На этом этапе Основатель уделял большое внимание изучению Айки-кен и Айки-дзё и сосредоточился на связи между оружием и тренировках тайдзюцу. Он разработал основные формы обучения оружию, которые потом были унифицированы Сайто-сэнсэем в новейшую подробную программу, которая дополняла технику работы без оружия.

«О-Сэнсэй сказал нам просто атаковать его. Так началась тренировка с мечом. Когда я практиковал кендо в молодости, я мог бы как-то справиться с ситуацией. В то время он попросил меня подготовить  Танрэн-учи (tan: Подделывать; ren; Практиковать; uchi: Удар) для отработки ударов. Я нашёл дерево, чтобы использовать его для этой конструкции, однако О-Сэнсэй разозлился и расколол его своим деревянным мечом. Он сказал: «Это дерево тонкое, оно ничего не стоит!» Надо было найти решение.  Я вырезал два больших куска дерева, забил в них гвозди и связал их вместе. Сэнсэй похвалил меня за работу. Однако моё изделие прослужило только неделю. На следующей неделе я уехал рубить лес для строительства на новом месте. В горах было много деревьев. И именно там я смог оценить ту систему работы с мечом, которой обучал нас Сэнсэй.

По мере того, как мы прогрессировали, он учил нас тому, что сейчас известно как «Ити-но тати», или Единый меч. О-Сэнсэй учил нас этой технике в течение трёх-четырёх лет. Мы занимались до полного истощения, пока не теряли равновесие. Когда мы уже были не в состоянии двигаться, это был знак того, что тренировка была эффективной, и нас отпускали. Мы тренировались так каждый день. Затем в течение последних лет О-Сэнсэй давал мне много частных уроков».

Бедность, которая в то время была в Японии, явилась причиной того, что многие ученики перестали посещать тренировки в Ивама-додзё. Работа и семейные обязанности заставили их отойти от практики. Видя преданность делу и энтузиазм Морихиро Сайто, Уэсиба начал полагаться на него всё больше и больше, даже в повседневной жизни. Наконец, Сайто стал помогать Основателю постоянно. Даже когда он вступил в брак, его страсть к тренировкам не ослабла, а жена Морихиро стала ухаживать за женой Основателя, Хацу.

«В конце концов, в регионе осталось несколько старейшин и я. Многие после женитьбы не могли приходить в додзё, так как были вынуждены трудиться, чтобы обеспечивать семью. Мы никогда не знали, нуждается ли в чём-нибудь Сэнсэй. Хотя мне надо было работать каждую вторую ночь, я мог продолжать заниматься, потому что был свободен в течение дня. Мне повезло, что у меня была работа, иначе я бы не мог продолжать обучение. Моё существование оплачивала Японская железная дорога, поэтому я мог не получать деньги от Основателя. У О-Сэнсэя были деньги, но не от учеников. Если бы они приходили в додзё, то не имели бы времени для работы, а значит не могли бы выращивать рис и обеспечивать семью. Служить Основателю было сложно даже тем, кто хотел постичь его боевое искусство. О-Сэнсэй не открывал своё сердце тем ученикам, которые, не колеблясь, пачкаются, помогая в полях от зари до зари».

Привязанность молодого Сайто окончательно убедила Основателя после решения ссоры по поводу земли.  О-Сэнсэй дал Сайто участок земли неподалёку, где Сайто построил дом и жил вместе со своей семьёй, одновременно помогая Уэсибе.

Учение Морихиро Сайто-сэнсэя

В конце пятидесятых годов после нескольких лет интенсивного обучения под непосредственным руководством Основателя Сайто-сан стал одним из лучших инструкторов Айкикай. Он регулярно преподавал в Ивама додзё, когда Уэсиба отсутствовал, а также заменял Коичи Тохэя в его додзё Уцуномия, пока тот был в поездке на Гавайях, где проводил семинар по айкидо. Примерно в 1960 году Сайто-сан начал вести тренировки в Айкикай в Токио. Он был единственным сэнсэем, который мог, наряду с Основателем, преподавать оружие. Его тренировки были одними из самых популярных в центре. В воскресенье утром в течение многих лет студенты из Токио приезжали к нему на тренировки тайдзюцу.

После смерти Основателя 26 апреля 1969 года Сайто-сэнсэй стал главным инструктором Ивама-додзё и хранителем Айки-дзиндзя, который находился поблизости. Он был рядом с Уэсибой 24 года и смерть О-Сэнсэя лишь укрепила его решимость сохранить наследие Основателя нетронутым.

В 1970-е годы Морихиро Сайто опубликовал серию из пяти книг-руководств по традиционному айкидо, которая обеспечила ему репутацию лучшего специалиста по этому боевому искусству. Эти книги содержат описания сотни приёмов тайдзюцу, а также методы работы с Айки-кен и Айки-дзё. Кроме того, они включают в себя техники каэси-ваза. В книгах дана полная классификация техник, которая используется и в настоящее время. В дополнение к книгам Сайто-сэнсэй снял ряд фильмов, наглядно демонстрирующих технику айкидо.

В 1974 году Сайто-сэнсэй совершил своё первое путешествие за границу, чтобы провести серию семинаров в Калифорнии. Это был первый раз, когда ученики не из Японии смогли непосредственно увидеть технику, переданную Основателем. Методика Сайто-сэнсэя выигрывала своей ясностью и структурированностью, которая позволяла разложить технику в процессе обучения на несколько элементов и идти по возрастающей от простого к сложному.

Морихиро Сайто в середине 70-х годов вышел в отставку после своей тридцатилетней службы на Японской национальной железной дороге. Имея возможность бесплатно путешествовать и посвятить всё своё время айкидо, он совершил более пятидесяти поездок за границу для обучения иностранных учеников айкидо. На протяжении этих лет Сайто-сэнсэй подготовил много преподавателей, которые и в наше время продолжают обучать айкидо за пределами Японии.

Айкидо, которое преподавал Сайто-сэнсэй обычно известно как Ивама рю (сейчас Такемусу Айки). Этот стиль предусматривает акцент на синтез методик работы без оружия и буки-ваза, в то время как многие школы учат только тайдзюцу. Додзё по всему миру следуют программе Сайто-сэнсэя, особенно много учеников Такемусу Айки в Соединённых Штатах, в Италии, в Германии, в Дании, в Австралии, в Англии, в Швеции, в Португалии и Франции.

Ещё одним следствием популярности книг и фильмов Сайто был устойчивый поток учеников из других стран для практики непосредственно в Ивама додзё. Возможность жить в додзё и заниматься позволяла ученикам прогрессировать и узнавать тонкости работы с кен и дзё. За последние двадцать лет тысячи студентов побывали в Ивама и приняли участие в тренировках под руководством Сайто-сэнсэя. Иногда процент иностранных учеников даже превышал число айкидок из Японии.

В последние годы Морихиро Сайто продолжал вести тренировки шесть дней в неделю. Утренние часы были посвящены изучению кен и дзё. Вечером проходили тренировки тайдзюцу. В воскресное утро Сайто-сэнсэй преподавал оружие на улице, если позволяла погода. Он также организовывал многочисленные тренировки для клубов айкидо в японских университетах, продолжая практику, которая существовала ещё во времена Основателя.

Являясь ведущим инструктором айкидо, Морихиро Сайто не сомневался в успехе своего уникального подхода, который сочетал в себе традицию и современность. В то же время он посвятил свою жизнь тому, чтобы сохранить техническое наследие Основателя, классифицировал сотни приёмов тайдзюцу и буки-ваза и принципы их взаимодействия. Кроме того, Морихиро Сайто разработал многочисленные методы обучения на основе современных педагогических приёмов для ускорения процесса обучения. Сегодня в мире айкидо практикующие всё более склонны рассматривать это боевое искусство в первую очередь как «систему здравоохранения», и во многих додзё не уделяется внимания вопросам эффективности техники. Благодаря усилиям Морихиро Сайто и некоторых других преданных своему делу преподавателей, айкидо всё ещ можно считать эффективной боевой системой и истинным боевым искусством.

Морихиро Сайто умер в понедельник 13 мая 2002 года в возрасте 74 лет, 56 из которых он посвятил Айкидо.

Понедельник является днем отдыха в Айки-додзё.

© 2003-2013. СКАТА . Все права защищены.

Яндекс.Метрика

Создание и поддержка сайта - lemweb