Контакты

НН, ул. Космическая, 58а

8-910-10-77-041 руководитель

8-920-057-57-62 администратор

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Период Кобукан Додзё (Часть I)

Введение

В апреле 1931 года Морихей Уесиба, основатель айкидо, открыл в районе Синдзуки в Токио частное додзё под названием «Кобукан». Более чем на десять лет оно стало центром всей деятельности Основателя и местом, с которым связывают рождение айкидо, духовного воинского искусства Японии.

В этот период Морихей Уесиба имел тесные отношения с элитой японского общества и самыми выдающимися представителями военных, политических, деловых и религиозных кругов. Хотя сам Морихей не занимался политикой, он близко общался и тренировал многих ведущих деятелей того времени, глубоко уважавших его необыкновенное мастерство и много делавших для формирования общественного мнения Японии, стремительно несущейся навстречу войне на континенте и в Тихом океане.

В этот короткий период времени Морихей совершенно невероятным образом умудрялся выполнять казалось бы невозможный план тренировок, заставляющий его постоянно разъезжать по районам Токио и Кансай. Его активность и его достижения в этот временной промежуток настолько велики и фундаментальны для возникновения современного айкидо, что эта тема заслуживает специального изучения. Свое исследование мы разделим на две части.

В первой части мы расскажем о деятельности Морихея в Токио, которая привела его к открытию Кобукан Додзё, о начале реальной работы додзё , наиболее заметных людях, связанных с ним, организации Будо Сеньокай, распространении деятельности в район Кансай и, наконец, о Втором инциденте с религией Омото и его последствиях.

Вторая часть будет посвящена связям Морихея с военными и политическими кругами, Айки Будо в Манчжурии, образовании Зайдан Ходзин Кобукай, Дай Ниппон Бутокукай и происхождении названия айкидо, а также об учидеси военных лет и системе аттестации Морихея.

Деятельность Морихея в 1925-1931 гг.

Кобукан Додзё было образовано после того, как Уесиба в течение приблизительно шести лет проводил обучение в различных временных залах в районе Токио. Его связи с Токио возникли главным образом благодаря усилиям адмирала Исаму Такесита, давнего поклонника воинских искусств. Такесита и Уесибу познакомил другой офицер флота – тыловой адмирал Сейкьё Асано. Асно был последователем религии Омото и в 1922 году в Аябе начал изучать под руководством Морихея Дайто-рю. Изучение Дайто-рю полностью захватило Асано, и он рекомендовал Морихея адмиралу Такесита, своему коллеге и старшему по званию в Академии Флота в Токио.

В 1925 году Такесита приехал в Аябе познакомиться с будо Морихея и полностью убедился в том, что Уесиба является исключительным мастером воинских искусств. Вернувшись в Токио, он горячо рекомендовал Уесибу отставному адмиралу Гомбеи Ямамото, который в прошлом дважды занимал должность премьер-министра, и в резиденции Такесита Морихей провел демонстрацию. С тех пор адмирал Такесита играл активную роль в продвижении искусства Морихея среди общественной элиты Токио, и Морихей несколько раз приезжал в Токио из Аябе для проведения семинаров. Это привело к тому, что многие военные офицеры, правительственные чиновники и состоятельные граждане стали поклонниками стиля Уесибы в дзюдзюцу.

После того, как в 1927 году Морихей переехал В Токио, он проводил обучение в нескольких временных залах. Ассистировал ему его племянник Ёчиро Иноэ. Первоначально тренировки проходили в Сиба в Сирогане, затем в Мита Цуна-чо, затем в Сиба Курума-чо и, наконец, в Медзиро (в 1930 г.). Информация о Морихее передавалась из уст в уста, и его репутация стала настолько высокой, что в его небольших залах места для всех желающих заниматься не хватало и остро встал вопрос о постоянном помещении.

Для того, чтобы построить постоянное додзё, среди покровителей Уесибы были собраны денежные пожертвования. Среди состоятельных людей, внесших свой вклад в фонд строительства додзё, был некий Косиро Иноуэ. В конце 1980-х годов в Танабе префектуры Вакаяма его брат Зензо женился на младшей сестре Морихея Тамэ. У них родилось восемь детей, четвертым из которых был Ёчиро. В период Японо-Китайской войны в конце 1890- х годов его дядя Косиро сделал себе в Токио состояние. В то время Ёчиро – о нем мы еще будем говорить – был учеником Морихея. Ёчиро часто обращался к Кочиро с просьбами оказать финансовую помощь Морихею, и по словам еще живущих родственников Кочиро, он внес большой вклад в строительство Кобукан Додзё.

Собрав крупные пожертвования и воспользовавшись помощью состоятельной семьи Огасавара, Морихей смог купить участок земли в районе Усигоми в Синзуку. Пока новое додзё строилось, временно пришлось переехать в Медзиро. Именно в этот период к Морихею посмотреть его демонстрацию приезжал основатель дзюдо Дзигоро Кано. Демонстрация произвела на него очень сильное впечатление, и он отправил на обучение к Морихею двух своих учеников (одним из них был Минору Мочизуки). Другим заметным событием периода Медзиро был визит генерала Макото Миура, приехавшего к Основателю с тем, чтобы бросить ему вызов. Приблизительно 20 лет назад Миура был учеником Сокаку Такеда и относился к Морихею как выскочке, который свернул с пути Дайто-рю. Однако он оказался бессилен против техники Морихея, и все закончилось тем, что он надолго стал его учеником и оказывал ему всяческую поддержку.

Открытие Кобукан Додзё

Прежде чем описывать открытие нового додзё Морихея в Токио, следует упомянуть об одном довольно необычном событии, которое произошло как раз перед началом официальной церемонии. С 20 марта по 7 апреля 1931 года в новом додзё Морихея проводил семинар учитель Морихея в Дайто-рю дзюдзюцу Сокаку Такеда. Это стало известным благодаря тому, что в регистрационных книгах Сокаку (еймейроку) имеется имя Морихея и печать, удостоверяющая именно эти даты. Несомненно, об открытии нового додзё Морихея Сокаку должен был узнать одним из первых, потому что в течение нескольких лет они поддерживали между собой связь. Однако обстоятельства этого приезда Сокаку в Кобукан Додзё неизвестны. С 1920-х и до середины 1930-х годов Сокаку периодически приезжал к Морихею, иногда даже без предварительной договоренности. В последние годы отношения между ними стали немного натянутыми, поскольку Морихей сам стал инструктором будо. В 1922 году он получил сертификат инструктора Дайто-рю, однако никакого сколько-нибудь четкого финансового соглашения между Сокаку и Морихеем тогда заключено не было, и это оказалось для них яблоком раздора. В этот период своей жизни Морихей был поглощен процессом преобразования техник Дайто-рю в техники более плавные и текучие и менее напоминающие дзюдзюцу – те, которые позже станут характерными для айкидо.

Официальная церемония открытия состоялась после отъезда Сокаку из Токио в апреле 1931 года. На ней присутствовало много известных людей, включая нескольких высокопоставленных офицеров армии и флота. Сохранилась фотография тех, кто был на открытии додзё : из vip-персон это адмирал Исаму Такесита, генерал Макото Миура, адмирал тыла Сейкьо Асано, адмирал Санкичи Такахаси, д-р Кензо Футаки, Харуносаки Еномото и отставной командор Косабуро Гейдзою, из студентов – Ёчиро Иноуэ, Хисамо Камада, Минору Мочизуки и Хадзиме Ивата; здесь же – жена Морихея Хатсу и его сын Киссемару. На фотографии видна каллиграфия кисти Онисабуро Дегучи, духовного учителя Морихея, с горизонтальной написью «Уесиба Юку», размещенная на токонома додзё. Эта самая каллиграфия висела на стене первой школы Морихея, «Морихей Юку», которая была расположена в доме Уесиба в Аябе в начале 1920-х годов.

Размер тренировочной площади в Кобукан Додзё составлял 80 татами. В доме были также помещения для семьи Уесиба и учидеси. Киссемару упоминал, что одновременно в доме могли проживать 20 учидеси. Дом выдержал бомбежки Токио и благодаря усилиям Киссемару прослужил много лет, тогда как большая часть соседних зданий была сожжена и разрушена. В качестве штабквартиры Айкикай он использовался до 1968 года, когда здание снесли для того, чтобы расчистить место для строительства современного Айкикай Хомбу Додзё. Сегодня резиденция семьи Уесиба находится на том самом месте, где когда-то стоял Кобукан Додзё.

После открытия додзё к Морихею с визитами приезжали руководители религиозного направления Омото. Несколько раз его навещали Хидемаро Дегучи и его жена Наохи – зять и дочь Онисабуро. Сохранилась памятная фотография одного из таких визитов, и на ней видно, что каллиграфия на токонома уже не та, которая была на открытии додзё – видимо, в честь постоянных гостей, на ней размещено несколько каллиграфических надписей Хидемаро, который являлся искусным мастером этого искусства.

Тренировки в новом додзё

В новом додзё тренировки проходили очень интенсивно. Обычно проводились две утренних и три вечерних занятия, а учидеси имели возможность тренироваться в другое время в течение дня. Учеников было относительно немного, и это были главным образом те, кто получил рекомендации от по крайней мере двух известных людей. Приток учеников, в особенности учидеси, осуществлялся также по линии Омото – в додзё принимались те, кто имел какое-либо отношение к этому религиозному направлению.

Стиль обучения Морихея был основан на действиях, а не на словах. Он выполнял несколько техник, почти их не объясняя. Система в его методе отсутствовала. Вот как описывает занятие в классе Морихея Ёсио Сугино, известный мастер Катори Синто-рю, который начиная с 1931 года в течение двух лет тренировался в Кобукан Додзё:

«В отличие от сегодняшних инструкторов Айкикай Хомбу Додзё, сенсей Уесиба обучал техникам, быстро показывая движение всего один раз. Он не давал никаких детальных объяснений. Даже если мы просили его показать нам технику еще раз, он обычно отвечал: «Нет. Переходим к следующей технике!» Он демонстрировал нам три или четыре техники, но нам хотелось, чтобы он много раз показывал одну. Нам приходилось овладевать его техниками постепенно» (из интервью, взятом Aiki News в 1984 году).

А вот воспоминания Хисао Камада, одного из первых учидеси Морихея:

«Сенсей часто употреблял термин «ирими». В дзюдо такой техники не было. Наверное, она пришла из Дайто-рю айкидзюдзюцу, однако Дайто-рю я почти не знаю. Сенсей Уесиба часто повторял: «Вы должны входить внутрь своего партнера. Входите внутрь него и затем забирайте его внутрь себя!». Обычно он начинал с иккьо, никкьо и сувариваза. Кажется, он не употреблял термин «кукинаге» (буквальный перевод «кукинаге» - «бросок в воздух»; это популярная техника дзюдо того периода). Он показывал также такие техники, как ёнкьо, но все это служило для тренировки тела. Я думаю, что применять их в качестве прикладных техник можно только через их духовное понимание. Из базовых техник изучалось также гокьо, затем следовали техники прикладные. (Из интервью Aiki News 1981 г.)

Молодые учидеси задавали тон на тренировках, и тренировки были очень интенсивными. Женщин среди учеников тогда было совсем мало. Одной из самых заметных была Такако Кунигоси, изучавшая то время художественное мастерство. Она стала известной главным образом благодаря важной работе по зарисовке сотен техник, использованных позже при подготовке руководства Будо Ренсю, выпущенного в 1933 году.

Типичный «старомодный» подход к обучению она описывает ниже: «О чем бы мы ни спрашивали его, у него всегда был только один ответ. И ни одна душа не могла понять, что он говорил. Наверное, он говорил о духовных вещах, но смысл его слов был выше нашего понимания. Позже мы собирались и спрашивали друг друга, о чем же все-таки рассказывал О’Сенсей».

Вездесущий племянник Морихея Ёчиро Иноуэ

Рассказ о деятельности Морихея в этот период не будет полным, если мы не упомянем о роли его племянника Ёчиро Иноуэ. Он был моложе Уесиба на 19 лет и часть своего детства прожил в Танабе и на Хоккайдо в доме Уесиба. Вместе с дядей он тренировался под руководством Сокаку Такеда и приблизительно в 1925 году еще до отъезда Морихея из Аябе обосновался в Токио. С самого юного возраста Ёчиро помогал своему дяде в качестве партнера на тренировках и демонстрациях. В первые годы в Токио он преподавал как представитель Уесиба и во время его частых болезней замещал его на тренировках.

Иноуэ часто присутствует на групповых фотографиях периода Кобукан Додзё, и его роль в развитии айкидо трудно переоценить. Но судьбе было угодно, чтобы вскоре после Второго Инцидента Омото в декабре 1935 года он отошел от своего дяди. Хотя после этого они несколько раз вместе проводили демонстрации, их пути все же разошлись, и после второй Мировой войны они встречались только изредка. Несмотря на то, что между ними существовали родственные и кровные узы, их отношения не восстановились и вновь работать вместе они больше не могли. В опубликованных книгах по истории айкидо вклад в айкидо Иноуэ почти не означен, а его кровное родство с семьей Уесиба даже не упоминается.

Поиски последователя

Еще до начала периода Кобукан Додзё Морихей был озабочен поиском подходящего преемника, за которого он рассчитывал выдать замуж свою дочь Мацуко. Сохранились рассказы нескольких кандидатов – специалистов в области боевых искусств, с которыми Морихей обсуждал эту идею, в частности, Кендзи Томики, Минору Мочизуки и Ёсио Сугано. Возможно, ранее в семье Уесиба и Ионуэ существовало намерение поженить Ёчиро и Матцуку несмотря на то, что они были двоюродными братом и сестрой. В довоенные годы такая практика была вполне обычной, и, по-видимому, Морихей и его жена Хатсу, оба родом из Танабе, были дальними родственниками.

В конце концов в 1932 году Киёси Накакура, один из известных мастеров кендо и ученик Хакудо Накаяма, высказал согласие жениться на дочери Уесиба. Посредниками при помолвке были Морихей и Накаяма. Церемония была проведена в том же году, Накакура был принят в семью Уесиба и получмл имя «Морихиро Уесиба». Теперь у Основателя появился преемник, который был еще и большим мастер меча и который поддерживал растущий интерес Основателя к изучению работы с оружием.

Накакура оставался в Кобукан Додзё в течение приблизительно пяти лет. Благодаря его присутствию в Кробукан была сформирована группа по изучению кендо, и ее ученики даже принимали участие в соревнованиях. Однако Накакурае который был прежде всего специалистом по кендо, оказалось трудно овладеть тонкостями дзюдзюцу Морихея, и постепенно тот понял, что достойным преемником он не станет. Его брак закончился в 1937 году, и Накакура вернулся в мир кендо.

После этого вопрос о преемнике вновь оказался открытым. Многие полагали, что преемником станет племянник Морихея Ёчиро, поскольку он долгое время занимался вместе с Морихеем распространением айкибудо и был с ним в близких отношениях. Но вышло так, что партнером отца, особенно во время демонстраций с мечом, постепенно стал начавший тренироваться в середине 1930-х годов Киссемару. Когда в 1942 году Морихей вернулся в Ивама, Киссемару, тогда еще студент университета Васеда, стал главой Кобукан Додзё. После смерти Основателя в 1969 году он стал его официальным преемником – Вторым Досю.

© 2003-2013. СКАТА . Все права защищены.

Яндекс.Метрика

Создание и поддержка сайта - lemweb