Контакты

НН, ул. Космическая, 58а

8-910-10-77-041 руководитель

8-920-057-57-62 администратор

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ивама: место рождения айкидо

Храм Айки в ИвамаХрам Айки в ИвамаПодобная ситуация является в основном следствием того, что наиболее популярные на сегодняшний день течения айкидо распространялись скорее прямыми учениками Уесибы: Коичи Тохеем, Киссёмару Уесибой, Годзо Сиодой, Кендзи Томики и Минору Мочидзуки, чем самим основателем. Причиной этому послужила Вторая мировая война, и ее последствия. К тому времени, когда в начале 50-х айкидо начало осторожно заявлять о себе как о современном боевом искусстве, ее основателю было уже за 70, и большинство людей рассматривало его как старика давно удалившегося на покой в деревушку префектуры Ибараки. Поэтому-то основная задача по открытию додзё, созданию организаций, формированию учебных курсов, введению квалификационных степеней и подготовке инструкторов для работы в Японии и за рубежом и легла в основном на плечи тех, кого мы только что перечислили. 

Биография Уэсибы 

Прежде чем начать рассказ о зарождении айкидо в Иваме, давайте вначале вкратце коснемся деталей жизни Уесибы до того времени, когда впервые завязались его отношения с этой сельской общиной Ибараки. Морихей Уэсиба родился в прибрежном городке Танабе в префектуре Вакаяма 14 декабря 1883 г. Семья была зажиточной, отец много лет входил в городской совет Танабе. Морихей получил стандартное образование для тех лет в местной средней школе. В 19 лет он попытался начать карьеру купца в Токио, но уже меньше чем через год молодой человек вернулся в Танабе, окончательно решив что карьера бизнесмена - это не для него. 

Осознание жизненного призвания пришло к нему в период, когда он собрал и привел группу колонистов из своего родного города в незаселенные районы Хоккайдо в 1912 г. Там бывшие жители Танабе основали деревушку, которую назвали Сиратаки. В 1915 г. в городке неподалеку Уесиба встретил знаменитого мастера джиуджитсу Такеду Сокаку. Невероятно высокий уровень владения боевыми искусствами намного превосходящий его собственный, и совершенство мастерства Такеды так поразили Уесибу, что он тут же начинает заниматься Дайто-рю айкиджиуджитсу. А в следующие 5 лет Уесиба становится одним из сильнейших учеников Сокаку. 

По прошествии 7 лет прожитых на Хоккайдо, Морихей узнает, что его отец в Танабе тяжело заболел, и молодому человеку приходится покинуть Сиратаке. Во время возвращения в префектуру Вакаяма Морихей проезжает через расположенный рядом с Киото городок Аябе, где случайно встречается с Его Преподобием Онисабуро Дегучи, одним из основателей религии Омото, и молится вместе с ним о выздоровлении отца. Вскоре после этого, в 1920 г., вся семья Уесибы переселяется в общину Омото, а сам Морихей становится верным сторонником Онисабуро и активным приверженцем новой секты. Дегучи же, в свою очередь, активно подталкивает Морихея совершенствовать свои навыки в боевом искусстве - при его поддержке Уесиба начинает учить членов религиозной группы. 

В 1927 г. с благословения Онисабуро Морихей Уесиба переезжает в Токио, где полностью посвящает себя обучению айкиджиуджитсу. Несколько лет Морихей работает с элитой японского общества во временных залах. И наконец в 1931 г. он открывает свое собственное доджо в квартале Шинджуку в Токио. Кобукан-Доджо стало основным местом деятельности Уесибы; среди его учеников были в основном известные персоны из военных, политических и деловых кругов, а также члены религиозной группы Омото. Вдобавок он проводил классы по самозащите в военных учебных заведениях токийского региона, в том числе в Военной Школе Тоямы. В то время Морихей концентрировался на работе в основном в Токио, поэтому ему удалось выстроить там прочную сеть, охватившую высшие круги, и предоставившую ему огромные возможности для расширения сферы деятельности. 

Ивама и Будо Сенёкай 

Зензабуро АкадзаваНичем не примечательная деревушка Ивама, расположенная в фермерской зоне префектуры Ибараки, не производит впечатления подходящей кандидатуры для места рождения айкидо. И тем не менее, сегодня вебсайт города Ивамы с гордостью сообщает, что айкидо является одной из основных достопримечательностей региона, и что на улицах города часто можно встретить иностранцев, которые приезжают из разных частей света, чтобы учиться этому искусству. Ивама расположена на линии Джобан (железная дорога, соединяющая Уэно и Сэндай), между станциями Цутиура и Мито. На сегодняшний день численность населения составляет 16 750 человек, а 70 лет назад, когда произошли первые события, связавшие Иваму и айкидо, эта сонная деревушка насчитывала всего несколько тысяч жителей. 

Вероятно не удивительно, что связующим звеном между Ивамой и айкидо стала религия Омото. В 1932 г. под патронажем основных лидеров этого религиозного течения была основана ассоциация "Будо Сенсёкай", которая должна была служить делу распространения боевых искусств. Организация была создана по инициативе Онисабуро Дегучи. К тому времени Дегучи уже создал ряд вспомогательных групп, нацеленных на разные слои общества. Тактика сработала, и к началу 30-х годов в рядах Омото насчитывалось более миллиона человек, принадлежащих разным социальным и экономическим группам. 

Морихей входил во внутренний круг секты уже с начала 20-х годов. Он был живым примеров, своего рода "мальчиком с плаката" для Омото. Онисабуро любил привлекать талантливых в различных областях людей, чтобы потом использовать их возможный потенциал в целях пропаганды религиозных идей. Уесиба считался непревзойденным мастером боевых искусств (какое-то время Уесиба был даже личным телохранителем Онисабуро), а также большой ценностью для секты, которая так часто испытывала терпение властей. 

Будо Сенёкай охватила всю страну сетью групп из занимающихся боевыми искусствами. Занятия проводились во взаимодействии с региональными отделениями Омото. Теоретически можно было заниматься разными искусствами, но на практике занятия в основном проводились по айкиджиуджитсу Морихея Уесибы. Причин для этого было много, но основная состояла в том, что председателем организации был Уесиба. Создание Будо Сенёкай позволило Уесибе быстрее, чем раньше создать стабильный костяк учеников, т.к. он смог воспользоваться готовой сетью из уже имеющихся вспомогательных групп. 

Шигеми Ёнэкава и Морихей УэсибаК концу 1942 г. Уесиба серьезно заболел - у него начались проблемы с кишечником, скорее всего это событие ускорило переезд основателя в Иваму. Контраст с лихорадочной жизнью Токио тем более разителен, что в Иваме проживало всего несколько тысяч жителей. Постепенно Уесиба начал выздоравливать; окрепнув он начал заниматься фермерским хозяйством, тренировками и медитацией. Немногочисленные ученики состояли в основном из местных жителей и ребят из семей последователей Омото, которым все еще приходилось скрывать свои религиозные убеждения после гонений произошедших в 1935 г. Впервые за много лет Морихей был свободен он тяжелых обязанностей учителя, наконец он мог посвятить свое время собственным тренировкам и эстетическому развитию, не отвлекаясь ни на что другое. Он превратил Ивама-доджо и прилегающие к нему земли в тренировочную лабораторию. Там Морихей экспериментировал с различными вариантами техник, добиваясь совершенства. Постепенно его мастерство достигло уровня, когда он был в состоянии предугадать действия противника. Отделение Омото в Иваме оказалось в числе тех, кто организовал у себя тренировки айкиджиуджитсу. Руководителем занятий был Ёшикацу Фуджисава. Фуджисава прошел краткосрочный тренировочный курс в городке Такеда, префектуре Хёго, где Будо Сёнокай организовала интенсивные семинары. Занятия в Иваме проводились в доме начальника почтового отделения - Мицуноске Аказава, отца Зензабуро (одного из довоенных учидеши Уесибы). 

Среди тех, кто занимался в Иваме, оказался и Шигеми Ёнекава, родственник семейства Аказава. Занятия айкиджиуджитсу настолько сильно увлекли Ёнекаву, что в 1932 г. он начинает заниматься в Кобукан-Доджо в качестве учидеши. Вот что говорит Ёнекава о начале своих занятий айкиджиуджитсу в интервью, которое он дал в 1979 г.: 

"...Меня спросили не хочу ли я поучаствовать в семинаре по боевым искусствам [в Иваме], и я решил пойти. У меня уже был некоторый опыт падений из дзюдо. Поэтому я решил ассистировать на семинаре, будучи уверенным что смогу хорошо развлечься. Я был совершенно не прав. Семинар шел четыре или пять дней, и к его концу я остался совсем без сил. Вместе с тем учитель вел меня так легко, и меня так впечатлили уникальность, утонченность и глубина этого искусства, что я понял, что хочу им заниматься. 

Тогда я поговорил с г-ном Фуджисава, и он разрешил мне поехать с ним в качестве его помощника. Мы проехали по всей префектуре Ибараки, а потом мы поехали в Токио, и там он представил меня Сенсею Уесибе. Сенсей сказал мне, что проще всего научиться, если я стану учидеши. Я обратился к г-ну Аказаве за помощью, и он выступил моим гарантом перед Уесибой. Так я стал учидеши". 

Ёнеква стал одним из основных помощников Морихея, и заслужил себе почетное место в истории айкидо - он снялся в известной серии фотографий, сделанных в 1935 г. в частном доджо знаменитого основателя издательской фирмы "Коданся", Кейдзи Нома. На фотографиях Уесиба демонстрирует технические приемы, Ёнекава выступает как уке. 

Дом Акадзавы, где проходили тренировки, до сих пор стоит в Иваме, и на сегодняшний день используется как место городских собраний членов Омото. На стенах фотографии основательницы Нао Дегучи, Онисабуро и его жены Сумико. За 70 лет интерьер не меняли - он остался почти таким же, как и в то время когда дом использовался как временное доджо для тренировок Будо Сенёкай. 

Занятиям айкиджиуджитсу в Иваме пришел внезапный конец в 1935 г., когда японские власти начали жестокие гонения на религию Омото, названные впоследствии "Второй инцидент Омоте-кё". Многих основных лидеров (включая Онисабуро и его жену) арестовали, некоторых из них, например печально известного Хидемаро Негучи, пытали. Морихею удалось избежать ареста только благодаря вмешательству одного из своих учеников, который по счастливой случайности служил в то время начальником полиции префектуры Осаки. Даже отец Зензабуро, Мицуноске, был задержан на несколько недель. 

Подготовка к переезду в Ивама 

Хотя тренировки Будо Сенёкай пришлось прекратить, связь между Уесибой и Ивамой была уже прочной. В конце 30-х гг. Морихей начал обсуждать возможность постройки открытого доджо в качестве тренировочного центра вне пределов Токио. Много лет он давал занятия в Военной Школе Тоямы для армейских офицеров, а также во многих других военных заведениях. Однако при этом Уесиба был сильно ограничен в типе обучения. Ему же хотелось открыть доджо вдали от шума и суматохи большого Токио в месте, где он смог бы перейти к более реалистичным занятиям. Мицуноске Аказава, о котором уже говорилось выше, и сын которого в последствии стал учидеши Уесибы, помог Морихею купить 4-5 га земли в Иваме; план постройки открытого доджо был разработан. Примерно в 1939 г. строительство началось, и Уесиба стал часто бывать в Иваме. 

В это же самое время началась вторая мировая война, и число учеников в Токио стало резко падать - их начали по одному призывать на военную службу. К 1942 г. в Кобукан Доджо осталось не больше 5-6 занимающихся. 

И все же, несмотря на отсутствие учеников в доджо, 1942 г. был очень напряженным для Морихея - ему пришлось вести занятия в нескольких военных учебных заведениях одновременно. Раньше ведущие учидеши Уесибы могли как-то снизить нагрузку учителя - заменяя его в поездках в различные места. Но теперь не осталось почти никого, кто мог бы ему в этом помочь. Война в тихоокеанском регионе была в самом разгаре, начались первые воздушные налеты на Токио. Доджо в Иваме задумывалась как место для интенсивных тренировок будо, а в итоге оказалось местом спасения от ужасов войны для Уесибы и его жены. 

Морихей планировал свой переезд в Иваму поэтапно. Сначала было построено доджо на 36 матов (в качестве личного тренировочного центра), и маленький храм, названный "Синден" - строительство обоих было завершено в 1942 г. Храм был посвящен божеству будо, и был освящен священниками религии Омото, еще одно свидетельство того, что вера Морихея в эту религию не уменьшилась, несмотря на Второй Инцидент Омото. Второй важный шаг в подготовке переезда в Иваму состоял в том, что Морихей назначил своего сына Киссёмару (в то время ему исполнился 21 год, и он был студентом Университета Васеда) Доджо-тё в Кобукан-доджо, и передал ему основные административные обязанности. В руководстве доджо Киссёмару помогал Минору Хираи, который в последствии основал Коринкай-айкидо. 

"Удаление" в Ивама

Морихей Уэсиба, 1942 годМорихей вставал еще до восхода для утренней молитвы и песнопений. Этот ритуал был частью его тренировок мисоги, и одним из способов связи с божественным миром. Основатель никогда не навязывал ученикам своих взглядов и верований. Тем не менее, на личном уровне айкидо представляло для Морихея некий мост, связывающий Небеса и Землю, а также инструмент, с помощью которого можно избавиться от зла в нашем мире и достичь гармонии между людьми. 

Конец второй мировой войны 

Расходы на войну постепенно подорвали высоко-милитаризованную японскую экономику. Исчезновение необходимых повседневных товаров и непосредственная угроза жизни заставила многих японцев покинуть разоренные большие города, и бежать в безопасные деревни. К моменту капитуляции (август 1945 г.) экономика Японии оказалась полностью разрушенной, и Уесибе в Иваме (как впрочем и остальным японцам) едва удавалось сводить концы с концами. Голова практически каждого человека по всей стране была занята одним: где найти еду. 

До войны Уесиба учил буквально тысячи человек, после же он остался едва ли с пятью. Штаб-квартира объединенных сил союзников (ШК) запретила преподавание боевых искусств, но на распоряжение почти не обращали внимание даже в больших городах, что уж говорить о сельских районах префектуры Ибараки. Тем не менее, чтобы еще меньше привлекать внимание к своим тренировкам боевых искусств и хотя бы формально следовать распоряжению, в первые годы после войны Морихей Уесиба называл свою сельскую резиденцию - "Айки Эн". 

Наконец японские солдаты начали возвращаться на родину, и многие из бывших учеников Уесибы стали приезжать к своему учителю в Иваму: повидать его и потренироваться. Ряды местных учеников пополнили такие известные фигуры эпохи Кобукан-доджо, как Годзо Шиода, Коичи Тохей, Минору Мочизуки. Кроме того, и сын Морихея - Киссёмару, также нередко тренировался в Иваме. Юный Тадеши Абе (который позже распространял айкидо во Франции) был учидеши тоже именно в этот период. 

Ввиду того, что Уесиба полностью посвятил себя тренировке небольшого числа учеников в Иваме, а в Кобукан-доджо не велось практически никакой деятельности, то именно Ивама стала официальной штаб-квартирой Зайдан Ходжин Айкикай - организации, которая была основана в 1948 г. Такое положение дел просуществовало вплоть до 1956 г., когда штаб-квартира была возвращена в Токио. К этому времени вся полнота деятельности в Шинджуку-доджо была полностью восстановлена. 

© 2003-2013. СКАТА . Все права защищены.

Яндекс.Метрика

Создание и поддержка сайта - lemweb